Эта статья рассказывает о какой-то антинаучной хуйне.Если вы — физик, химик, биолог или просто слишком хорошо помните школьную программу соответствующего курса, вам лучше ее не читать. В противном случае вы рискуете умереть от смеха. Мы предупредили. ОРИГИНАЛ СТАТЬИ Теплый ламповый звук — распространенная шиза среди аудиофилов и некоторых музыкантов-задротов. Шиза эта имеет абсолютно разные корни и проявления у вышеозначенных поциентов. И если ты — успешный лидер митол-группы, то читай с раздела «У музыкантов». Если же нет — читай сначала.
Фраза активно используется носителями ФГМ на форумах, посвященных Hi-end аппаратуре и на форумах по обработке звука и созданию музыки. Как правило, любители ТЛЗ
агрессивны и в качестве главного аргумента против транзисторного аналогового и тем более цифрового звука приводят, мол
«у вашего звука нет души», «только у лампового звука есть душа».
Не все любители теплого лампового звука могут позволить себе приобрести дорогие ламповые приборы (лампы стоят не так уж и дорого, но вот готовая ламповая аппаратура — особенно хай-енд, а не профессиональное оборудование — стоит больше 9000 денег), поэтому производители частенько выпускают девайсы с цифровой эмуляцией ТЛЗ.
Также были выпущены забавные устройства с лампами «только для вида», например материнская плата AOpen AX4B-533 Tube, на ней к встроенному аудиоинтерфейсу AC’97 (!) умудрились приделать лампу (такую же лампу приделали к «профессиональным» процессорам эффектов VOX).
Теория
Теория очень сложна и неинтересна не-нердам, и нужна лишь для оправдания покупки ламп не только по их визуально-эстетическим качествам.
Вкратце:
· характер искажений ламповых однотактных усилителей за счёт преобладания чётных гармоник в спектре искажений;
· выходной трансформатор, который также является и фильтром, не пропускающим ВЧ-грязь в сигнал;
· отсутствие глубокой ООС в ламповиках, и как следствие — якобы «более натуральный» («теплый», «воздушный» и т. д.) звук (при объективно бо́льших фиксируемых искажениях).
На самом деле, лампы — красивые, блестящие и в темноте светятся, поэтому их выставляют напоказ. А транзисторы — маленькие невзрачные хуёвины, которые в корпус с глаз долой прячут. Поэтому очень круто иметь ламповик дома и всем его показывать (если он красиво сделан).
Алсо, мажоры могут кинуть немалый понт дорогой аппаратурой — а дорогой усилитель наверняка ламповый. Поэтому покупка всяческими золотыми мальчиками такой аппаратуры — лишь способ потешить ЧСВ, а торчащие наружу лампы — необходимый атрибут отличия дорогой техники от ширпотрёба. Например, Audio Note Ongaku в момент начала продаж (1978 г.) стоил 68 килодолларов, сейчас — больше. Мощность этого усилителя — 17 Вт, исполнение — моно (для стерео надо 2 таких аппарата), но и это с точки зрения истинного аудиофила не тру, ибо есть еще и Audio Note Gaku-On, старшая модель мощностью в 45 Вт, стоимостью четверть миллиона долларов, а для стереозвука тоже нужна парочка таких усилителей. Наконец, высший пилотаж — компоненты от Audio Note, сделанные по индивидуальным заказам — там стоимость превышает сотни тысяч долларов, а то и миллионы.
Следует заметить, что существует и представлена на рынке и дорогая высококачественная транзисторная аппаратура — например, фирмы Accuphase. Однако, несмотря на высокое качество, лампофилы уповают на то, что в транзисторах нет души, как и в электронной музыке, и цифровых носителях, они не добавляют в звук музыкальности и т. д. Возразить на это нечем — транзисторы и впрямь неодушевлённые объекты (как собственно и лампы, но об этом лампофилы обычно забывают).
Чем больше глубина ООС, то есть, чем точнее усилитель передает музыкальный сигнал, тем хуже он звучит
— Анатолий Лихницкий
Nuff Said.
Симптоматика
У аудиофилов, обывателей и радиолюбителей
Сетевой кабель «со скоростью 91 % скорости света», и это не предел за тысячи денег
Ethernet патч-корд 1.5 метра за 499 $ (то есть практически даром) — Пруфлинк.
тоже тёплый, тоже ламповый, но на транзисторах
Наглядно показаны преимущества ламповых диодов перед полупроводниковыми
Аудиофилы с высоким уровнем ФГМ скажут вам, что они не признают транзисторные аппараты из-за того, что они искажают сигнал, несмотря на то, что фиксируемые приборами искажения у почти любых современных транзисторных приборов во много раз меньше, чем у ламповых. На самом деле эти аудиофилы испытывают баттхёрт по элементарной причине — «у меня дешёвая аудиотехника». Плевать, что тоже звучит, пофиг что готов за секунды — дешёвый транзистор не ласкает ЧСВ.
Более того, грызня поклонников ламп и транзисторов элементной базой не ограничивается. К разряду «лампового звука» относятся следующие явления:
·
Теплый межблочный кабель. В самом деле, здоровому человеку вряд ли придёт в голову различать направление аудиокабеля (пожильно), и прогревать кабель перед использованием.
· Бескислородная медь, естественно, монокристаллическая. Полезно знать, что вся электротехническая (катодная) медь уже лет 40 как бескислородная, даже в проводе от китайского утюга. Если медь не бескислородная, то она хрупкая и плохо поддается волочению, то есть очень тонкую проволоку (а также тонкие трубки, например, для холодильников и кондиционеров) из нее сделать попросту нельзя.
· Нарезание траекторий. Каждый новый кабель нужно некоторое время гонять на качественной классической музыке, чтобы электроны нарезали в нём траектории. Всё последующие электроны, бегущие по нарезанным орбитам обеспечивают более качественный звук. И не дай Б-г послушать по этому кабелю попсу — орбиты будут навсегда испорчены.
·
Звучащий сетевой шнур. Оказывается, от
шнурка питания тоже зависит звук. Nuff said. Естественно, про километры гнилой алюминиевой совковой проводки на скрутках, соседей с пылесосами и сварочными аппаратами, перекошенные фазы на электроподстанции никто не вспоминает. Оно и логично, их не купить в Audio Hi-End магазине. Производители же таких кабелей просто на говно исходят, расхваливая свой продукт. В апогее доходит до составления аккумуляторной батареи размером с оную на дизель-электрической подводной лодке. К слову — в 95% случаев, такие кабели НЕ содержат никаких фильтров (мотивации — ферритовые фильтры портят звук; шумы мы почистим, но вместе с водой выплеснем и ребёнка; шумы не уменьшают музыкальность, а вот фильтры — таки да), так что аналогия с ржавой водопроводной трубой и фильтром для воды здесь, как правило, неуместна.
· Прогрев проводов, колонок и CD-проигрывателей после покупки. Длительный, утомительный прогрев
на белом или розовом (важно!) шуме всего тракта
«вычистит» шероховатости и грязь из звука. А как же. После 48-ми часов страшного шипения записи даже Филиппа Бедросовича покажут волшебную глубину студийной атмосферы и воздушность, взвешенность звука. Для динамиков прогрев (точнее, первичная проработка) имеет место быть, это всё же механическая система — многие, надеюсь, понимают важность обкатки авто перед началом его эксплуатации, здесь то же. Электрохимические процессы (в электролитических конденсаторах) также могут потребовать несколько часов первичной приработки (так называемое формование конденсаторов, знакомое каждому, кто покупал советские фотовспышки в советские же времена) — на заводе осуществляют только проверку работоспособности, обкатывают же лишь отдельные экземпляры в лаборатории (независимо от стоимости изделия). А вот прогрев проводов — ну вы понели :3. На самом деле все просто — аудиофилы по ограниченности своих знаний в схемотехнике приписывают особенности эксплуатации ламп другим деталям — проводам, резисторам и так далее.
· Сущности. На самом деле, звук не зависит от схемы, а зависит лишь от типа примененных деталей — ведь весь звук формируют сущности, живущие в радиодеталях (в первую очередь в лампах). Хорошие, годные детали выпускались в 3-ем Рейхе фирмой Telefunken и содержат в себе хорошо воспитанные, благородные сущности, которые способны оживить произведения музыкального искусства. В советских же деталях живут быдляцкие сущности, которые способны воспроизводить лишь пьяный бред, записанный на магнитофон «Маяк», и голос Левитана. Множество немецких деталей со временем способно воспитать годную сущность в советской детали 50-60х годов, но — они бессильны против современных японских комплектующих, которые могут передать лишь бум-тыц-музычку.
· Деликатная подвеска CD. Оказывается, если привод чтения дисков завернуть во что-то лампово-мягкое (тёплый клетчатый плед?), он зазвучит. А уж если подвесить его по всем правилам БДСМ, то зависть товарищей-аудиофилов обеспечена. А уж если убрать свист во время вращения CD и скрип привода головки, которые радуют уши владельцев дешёвого китайского барахла…
· Чудесные пирамиды. Согласно этой вырвиглазой теории ПИРАМИДЫ могут затачивать иглы, утеплять трансформаторы, облагораживать провода и лампы. Всё началось с древней первоапрельской шутки Мартина Гарднера в Scientific American, но многие так и не поняли, что это была шутка. А некоторые поняли, что на этом можно успешно зарабатывать деньги — Лихницкий, например, использует и продаёт заточенные и состаренные полем пирамид иглы для патефонов.
· Подставки для акустических кабелей. Некоторые поциенты считают, что кабель не может лежать просто на полу. Они используют специальные деревянные подставки-плашечки, изготовленные из разнообразных пород дерева. В зависимости от длины и толщины кабеля, их количество на протяжении от усилителя к колонкам разнится, но важно одно: кабель не должен соприкоснуться с этим грязным ужасным, (омг, бетонным!) полом. Свято верят, что подставки из вишни делают звук «смолянистее», а осина (божеупаси) сушит звук и делает его «тощим». Самый нейтральный звук у берёзы. Стоимость от $200 за штуку (ибо хэндмейд!).
· Зелёный маркер для CD. Если торец компакт-диска покрасить специальным зелёным маркером за $25 (no fake — [1], покупайте только оригинальную продукцию, опасайтесь подделок.), то диск будет лучше читаться и гораздо натуральней звучать. А если покрасить DVD, то изображение на нём будет насыщенней и приблизится по качеству к блюрею. [2] Страшно представить что будет, если покрасить таким маркером блюрей.
· Папиросная бумага.Кабель, потребный к пропусканию через себя сигналов звуковых частот, по всей длине следует обматывать узкой полосой из папиросной бумаги. Так можно достичь «воздушности» звучания.
Можно заметить по этому поводу только одно: аудиофилы совершенно не понимают сути звукоусиления и путают инструментальные усилки, одной из задач которых действительно является внесение приятных искажений в звук музыкального инструмента, со звуковоспроизводящей техникой, в которой эти самые искажения нафиг не упали, ибо все необходимые эффекты (в том числе и тёплый ламповый звук) уже давно находятся в самой записи. Дополнительные же ламповые искажения не «подогревают» звук, а превращают его в тёплое ламповое говно, имеющее мало общего со звуком, записанным на носитель.
Суть аудиосрача
Неискушенный обыватель может спросить: почему в аудиосрачах основной уклон приходится на обсуждение именно усилителей, а также — кабелей? Слушая лампофага, можно придти к выводу, что провода определяют 50% звука, а значение усилителя перевалит за 100%, в то время как людям, далёким от темы, главным кажется величина колонок (что, впрочем, тоже не совсем верно). Ответ прост: самодельный усилитель, а тем более — кабель, требует минимума знаний и опыта для сборки (хотя зачастую сборка происходит настолько безграмотно, что усилитель сгорает синим пламенем сразу после включения), не требует большого объёма и высокой культуры столярных работ, потребных для изготовления АС, не требует он и знания схемотехники на приличном уровне, без которого невозможно собрать не то что цифровое устройство, но даже банальный радиоприёмник.
Помимо этого, ламповая аппаратура относится к сектору «for a man, not for a boy» (это объясняет её до ужаса консервативный дизайн) — а эта публика предпочитает слушать… да, да, старые-престарые записи популярной классики, джаза и блюза, которые даже на ЦД содержат плашку the record contains tape limitations (англ. качество записи обусловлено ограничениями магнитофонной пленки — то есть записано на древней аппаратуре и в любом случае вы получаете, как минимум, шипение и треск). К тому же нельзя забывать и о возрастных физиологических изменениях в организме человека, приводящих к тому, что с годами острота слуха притупляется и уменьшается его частотный диапазон. Смысл ради этого обзаводиться аппаратурой за 40 килобаксов один — for teh lulz! потешить ЧСВ. Хотя, поговаривают, что ламповые приёмники (не путать с усилителями, они могут быть сколько угодно экранированы!) могут выдержать ЭМИ ядерного взрыва на практически любом расстоянии от него. Если не расплавятся, конечно.
Бюджетный (~1500$) ламповый комбоусилитель «Brunetti Maranello».
Кроме удовлетворения ЧСВ аудиофилов, лампы используются в инструментальных усилителях и предусилителях для создания различных эффектов (компрессии, овердрайва, дисторшена…) основанных на особом характере искажений, производимых перегруженным ламповым усилителем, а не «потому что лампы это круто». Подобные эффекты также могут быть достигнуты с помощью цифровой обработки сигнала, в том числе программно. Однако, музыканты-задроты считают, что это не труъ (а программное — совсем не труъ). Миф этот порождён разными быдлопримочками — такими, как эпохальный зум пицотпять, однако следует заметить, что стоимость высококачественного транзисторного/цифрового тракта (с использованием, например, Lexicon MPX G2) сравнима со стоимостью высокачественных ламповых решений, что зачастую ограничивает область их применения студийными условиями и делает их малоприменимыми для домашнего/репетиционного использования. С другой стороны, качество такой аппаратуры находится на одном уровне с известными ламповыми аппаратами.
В бюджетном же сегменте (до $1500) применение полностью ламповых гитарных/комбо усилителей может является вполне оправданным — они удобны, неприхотливы, и хорошо звучат. Перегруженные ламповики (а в гитарных усилителях в первую очередь интересен звук на различных степенях перегруза), как правило, звучат ярче и плотнее транзисторных собратьев.
Многие профессиональные музыканты также применяют традиционные ламповые решения — но не потому, что это «труъ», и не потому, что они хорошо звучат (хотя этого не отнять) и зачастую даже не в силу давней привычки (хотя есть и это) — а также и потому, что бренды (Fender, Marshall, Mesa/Boogie etc.) платят исполнителю за использование аппаратуры их фирмы (а это — своеобразная реклама).
На этапе сведения композиции (когда столь любимые адудиофилами критерии «прозрачности», «детализации высоких», «позиционирования в пространстве» и т. п. должны быть оценены наиболее точно) ламповая техника практически никогда не применяется. То есть, усилители студийных контрольных мониторов полупроводниковые чуть менее, чем все. Хотя при создании звука, идущего на пульт, ламповая техника всё же используется, начиная от ламповых (инструментальных) усилителей, преампов, даже микрофонов — и заканчивая всевозможной обработкой трека. То есть «теплый ламповый звук» — это всего лишь результат запланированного искажения сигнала и ничего более. До сих пор проще (и зачастую дешевле) влепить в тракт пару ламповых каскадов, чем ломать голову и разрабатывать алгоритмы точной эмуляции их работы.
В среде мониторов
Имеются ввиду тёплые «ламповые» электронно-лучевые «Low radiation» мониторы (кинескоп — это электровакуумный прибор, в сущности — большааая радиолампёха).
Суть в том, что на ЖК-мониторах изображение мертвое и холодное. Тонкопленочные транзисторы полностью губят его душу. В то время как, теплые ЭЛТ-мониторы наоборот его оживляют, наделяют картинку жизнью и теплотой. Глядя на холодное бездушное изображение ЖК монитора ты не просто созерцаешь погибель, ты убиваешь свою собственную душу! ЭЛТ монитор излучает тепло (и рентген), а бездушный ЖК наоборот высасывает из тебя саму жизнь!
Среди фотожоперов считается что только труЪ ЭЛТ-монитор передаёт всю палитру цветов на их говноподелках как надо. Вот только большая часть этих фотожоперов занимается веб-говнодизайном и их поделия конечный потребитель будет разглядывать через те самые некалиброванные дешёвые LCD мониторы которые используются сейчас чуть более чем везде, а как результат — долгое и упорное выдрачивание на цвета обратится в унылое говно.
Что касается печати, то тут всё ещё печальнее. И так и будет до тех пор, покуда фотожоперы будут полагать, что монитор калибруется «под принтер» или «под типографию». «Под принтер» или «под типографию» похую, какой монитор «калибровать» — результат будет тот же.
Другое дело, что на самых дешёвых LCD мониторах вклёпана дерьмоматрица. Как результат — цветопередача и яркость изображения крайне сильно прыгают при перемещении верхней головы в различные стороны и даже разнятся по площади экрана. Так что ЭЛТ монитор действительно может быть лучше монитора с TN-матрицей, а нищеброд-фотожопер про другие матрицы не задумывается (что равняется «их не существует»), дорого же.
Среди геймеров
Похожее происходит вследствие требовательности геймера к одновременному соединению минимальной задержки отклика, высокого разрешения экрана и хорошей цветопередачи, что даже современные LCD не всегда делают удовлетворительно, обесценивая вложения задрота в самую продвинутую видюху. Нередко перерастает в следующий спор: «играть на ЖК мониторе или на подключённой плазменной панели?», так как у плазмы, как и у ЭЛТ, вообще нет задержки отклика (кроме задержек, вносимых цифровой обработкой сигнала с целью поднять контрастик и дорисовать промежуточные кадрики для плавного отображения видеосигнала) и высокая цветопередача.
Алсо популярны у геймеров, гамающих в шутеры с затворными 3D-очками на носу. Дело в том, что даже средней паршивости трубчатый моник, как правило, способен дать необходимые для очков честные 120 Гц кадровой развертки, в то время как LCD-мониторы с такими возможностями появились совсем недавно и стоят немеряно (а способность недорогих и распространённых ЖК-мониторов принимать 120 Гц кадровую вовсе не означает, что изображение будет обновляться 120 раз в секунду — инерция у «офисной» ЖК-матрицы адская даже по сравнению с послесвечением совкового кинескопа). Кроме того, любой ЖК-монитор обладает определенным временем задержки по сравнению с ЭЛТ-монитором, что элементарно проверяется путем вывода клонированного изображения например «аналогового» секундомера на два рядом стоящих монитора. Причем задержка эта временами достаточно существенна.
На самом деле
Как и в случае со звуковоспроизводящей аппаратурой, миф о безоговорочной невъебенности трубок родился во времена, когда старая технология была на пике своего развития, а новая лишь делала свои первые шаги в широкие массы. То, что новая технология с той поры шагнула далеко вперёд, а старая в лучшем случае не шагнула никуда, упоротыми фанатами старой технологии, естественно, игнорируется.
Матрицы даже самых ширпотребных ЛСДэшек поддаются цветовой калибровке, но нужно иметь колориметр и ПО за каких-то пару сотен американских рублей (вот хуёвенький Huey, например). Более того достаточно написать в местном форуме или фотосообществе — и кто-то может одолжить калибратор за некоторую сумму (300 рублей + залог) вместе с диском с ПО на болваночке. Правда, калибруй, не калибруй, а работать за дешёвыми (именно что дешёвыми) LCD всё равно невозможно — углы обзора маленькие, поэтому верх экрана темнее низа, да ещё и меняется в зависимости от того, как ты голову повернёшь. На них-то и кивают фанаты тёплых трубок.
Указанного недостатка лишены мониторы на MVA/PVA или IPS-матрицах. У них, правда, есть собственные недостатки, вроде «колоршифта» на PVA, glow-эффекта или фиолетового чёрного (при взгладе на него под достаточно большим углом сбоку) на IPS, но эти недостатки режут глаз куда меньше, чем у любого TN-TFT. Однако, большинство пользователей и потенциальных покупателей мониторы на IPS-матрице никогда не видели — 95% торговцев возят такие мониторы только под заказ, а среди 9000 выставленных на стелажи в магазинах их чаще всего не бывает ни одного. Вот большинство и судит об LCD-мониторах, наглядевшись на их самые дешёвые образцы.
Наконец, цены. Типичный TN-TFT стоит менее 5 т.р., терпимого качества PVA — под двадцатку, профессиональный, действительно хороший IPS — тысячи долларов. Просто неплохие IPS-мониторы без лишних понтов для комфортной повседневной работы стоят в районе всего лишь одной тысячи долларов (даже с приборчиком и софтом в комплекте), и даже они наголову превосходят любой домашний ЭЛТ- или TN-TFT монитор, при этом всё же уступая топовым ЭЛТ-мониторам во времени отклика (времени зажигания и времени гашения пиксела).
До недавнего времени, пока «офисного» качества ЭЛТ еще выпускались, холивар имел смысл. Сейчас же сохранились только «полиграфические» мониторы, стоящие под стать вышеупомянутому «терпимого качества PVA». Не грешат колоршифтами и устойчивы к гуляющему уровню освещенности на рабочем месте, но зато страдают нечеткими границами пикселов, требуют перекалибровки из-за деградации люминофора и обладают ощутимым послесвечением, короче, все параметры принесены в жертву цветопередаче. Купить себе такой монитор домой может либо человек, издающий свой журнал (больше нигде — и при говнякании фоток в фотоларьке тоже — эта цветопередача ему не поможет, а вот остальные параметры пригодились бы), либо — вы догадались — фанат всего «теплого и лампового». Комбайны, знаете ли, используются только на полевых работах, в офис на них не ездят.
В среде фотоонанистов
См. «фотоонанизм», раздел «Пленочник старой школы». Имеется в виду «живая плёночная фотография», которую не заменят убогие говнозеркалки.
В среде интеллигенции
Многие культурные люди убеждены, что для полноценного восприятия литературы, оную ни в коем случае нельзя читать со всяких электрочернильных читалок и прочих КПК. Глубинный смысл может содержаться только в теплых и мягких бумажных страницах, при теплом освещении лампой накаливания, а не вашими блядскими энергосберегающими лампами, с мертвым светом. И только сидя в тёплом керосино-ламповом деревенском сортире, а не на вашем холодном и бездушном санфаянсе.
Цитаты
Вы всерьез думаете, что в эпоху цифрового звука восприятие человека изменилось и его организм не в состоянии отличить комфортный теплый ламповый звук от холодного-технического цифрового? В таком случае, вы серьезно ошибаетесь! Что бы ни предлагали компании по продаже нового, исключительно цифрового, оборудования, как бы они не рекламировали прелести своих все более новых „улучшеных“ способов компьютерного звучания холодных единиц и нолей— „теплота“ звука, создаваемая ламповыми приборами, была, есть и будет приоритетной для здорового человеческого восприятия (по крайней мере, до тех пор, пока человек не превратится в компьютерный придаток)! Сравнивать ламповый и цифровой звук — это все равно как сравнивать Солнце, дающее нам жизнь, и солярий, поджаривающий клетки нашей кожи до коричневатового цвета, чем-то напоминающего настоящий загар! ;) Поэтому мы выбираем настоящий звук — а не суррогат!
— [3]
…глядя на все это чудо текут слюнки — хочется послушать старый добрый жирный ламповый звук. Одним словом транзисторы, лампы, бобины…
— [4]
…Слушайте музыку, и бред пройдет. Просто у транзисторов, в отличие от ламп, грубая динамическая характеристика, и хорошо они работают только в тисках глубоких обратных связей. Лампам не нужен такой жесткий контроль.
- Один мой знакомый меломан и большой коллекционер лёгкой музыки (инженер на пенсии) имеет ламповый усилитель, обошедшийся ему в 3 т.р. лет 10 назад. Всё время хвалится хорошими отзывами о нём других бывающих у него дома меломанов, говрящих, что такое же качество на цифровом усилителе стоит на порядок больше. Недавно он купил себе и такой. Говорит: ламповый - для души. А для работы пусть цифра. Слушала я у него этот ламповый. Конечно, очень впечатлило приятностью. Вот только... пожар от него может быть, если во время не выключить.- Да это понятно - цифровой удобнее коммутировать, конфигурировать. А ламповый один раз подключил к душе и точка. Зато зимой можно без печки.